Тысячи ритейлеров сжигают миллиарды долларов в попытке перейти к некой единой ИТ-системе

« Назад

На портале CNews  появилось интервью с генеральным директором компании «Клеверенс» - нашего стратегического партнера. Делимся с Вами полезной информацией о тенденциях в ритейле.

Какие основные тренды в области применения ИТ в ритейле сейчас наиболее заметны в нашей стране?

Сергей Баженов: Когда говорят о трендах, обычно имеют в виду громкие названия для конференций. Технология, которая мало используется, но находится на слуху и набирает обороты — это и есть тренд. А когда обороты набраны, тренд превращается в must have.

Из бывших трендов, ставших must have, в нашей стране сейчас наиболее заметны виртуализация, базы данных в памяти (SAP HANA и т.п.) и переход на открытое ПО (российское). Это видно по объемам закупок. Больше всего востребованы технологии, которые позволяют прямо сейчас делать то же самое, но дешевле.

Если говорить о проявлениях мировых трендов в Росcии, я бы выделил большие экранные пространства, вывески и стойки обслуживания с огромными экранами, нейронные сети в анализе данных, программные роботы и всеобщую мобилизацию (мобильные приложения, мобильность сотрудников, чаты и т.п.).

А на Западе? Можно ли говорить о том, что мы отстаем в фактических внедрениях? Или российский ритейл больше готов к инновациям, чем европейский и северо-американский?

Сергей Баженов: На самом деле, все самое горячее в ритейле сейчас не на Западе, а на Востоке. Беспроводные технологии, новые средства платежей, RFID, распознавание лиц и т.п. — все это развито в Китае намного лучше, чем в любой стране, находящейся западнее Китая.

В этом смысле мы находимся между Западом и Востоком не только территориально, но и по внедрению технологий. Из порядка 30 вендоров оборудования, с которыми «Клеверенс» работает в части интеграции программного обеспечения, 93% — это Азия.

Какие решения и технологии больше всего востребованы российским ритейлом? Как они применяются на практике?

Сергей Баженов: Больше всего востребованы технологии, которые позволяют прямо сейчас делать то же самое, но дешевле. Последние пять лет ритейлу интересны решения со сроком окупаемости в шесть месяцев или меньше. А в текущей ситуации с коронавирусом даже 6 месяцев — уже слишком долго. Будут востребованы те решения, которые сразу дают возможность меньше платить.

Самые простые примеры — 4G-интернет вместо канала от арендодателя, ЭДО вместо бумаги и курьеров, инвентаризация своими силами вместо заказной, дешевая аренда серверов и рабочих мест. Все хотят получать всё как можно дешевле.

Можно ли сказать, что крупные (и не только) ритейлеры постепенно превращаются в ИТ-компании?

Сергей Баженов: Действительно, можно сказать, что ритейлеры (и не только они) превращаются в ИТ-компании. Даже говорят, что если ты не ИТ-компания, то завтра ты уже вообще не компания. Что же это за компания такая странная — «ИТ-ритейлер»?

В мире существует, грубо говоря, три типа ИТ-компаний: вендоры, аутсорс-разработчики и системные интеграторы. Все реальные инновации делает первый тип компаний. А точнее, тысячи стартапов, которые генерируют инновации, растут сами или скупаются крупными игроками. У них сосредоточена вся выручка, деньги инвесторов и штат инженеров.

Современный ритейлер — это системный интегратор чужих технологий в свой бизнес. Ритейлер, безусловно, никакой не вендор, не продает никому никакого софта или железа. Пример Amazon с их облачными сервисами на продажу — это почти единственное исключение, которое только подтверждает правило.

Быть офисом разработки и продавать на сторону время своих программистов — тоже глупая затея. Собственный отдел разработки живет в искусственной тепличной среде, не соблюдает бюджеты и сроки, и существует до тех пор, пока основной бизнес приносит выручку. Этому есть много примеров.

Поэтому современный ритейлер — это системный интегратор чужих технологий в свой бизнес, зачастую — чужими же руками.

Каким путем должна пойти компания из ритейла, которая решилась на масштабную автоматизацию? Какие существуют стратегии? На что необходимо обратить внимание в первую очередь?

Сергей Баженов: Надо понимать, что новые ИТ производят только очень-очень крупные ритейлеры, две-три компании на весь мир. Они же покупают стартапы или тестируют на себе новые технологии, сырые и ломкие. А основная часть ритейлеров использует уже готовые проверенные технологии, внедряя и адаптируя их для своего бизнеса.

Поэтому основная ИТ-компетенция у ритейлера должна быть не в изобретательстве новых технологий, а в управлении своими и чужими программистами.

Есть два греха любых ИТ-специалистов: тяга к новому и велосипедостроение. Чтобы не впустую не спалить бюджет, ритейлеру нужно очень глубоко разбираться в индустрии ИТ: откуда, что и зачем берется. Иначе подрядчик или собственный ИТ-отдел истратят все деньги и время на изобретение велосипеда или изучение сырой новой технологии.

Зачастую новые технологии для массового рынка и потребительского интернета красиво смотрятся только на скриншотах и в резюме того айтишника, который поиграется с ними за ваш счет. Иногда лучше выбрать старое, кондовое, но проверенное решение.

Могу рассказать на примере клиентов «Клеверенс». Допустим, ритейлеру нужно мобильное приложение для склада, магазина или доставки. Это интересная задача для программиста ИТ-отдела, который пообещает запилить тонну функционала за 4 месяца ради личного подвига и строчки в резюме. Первые месяц-два будут очень бодрыми, интересными и наполненными, с кучей планов и совещаний. Но стабильно рабочим в продуктив уйдет крайне скудное приложение. И в остальные месяцы и годы уже мало что появится. Потому что запал кончился, а баги и запросы от бизнеса только начались, но разбирать их совсем неинтересно.

Какие проблемы возникают у российского бизнеса на пути к автоматизации? Какие типовые ошибки совершаются?

Сергей Баженов: Основные проблемы на пути к автоматизации связаны с тем, что она объективно очень тяжело окупается даже на росте объемов. Вы либо дорого платите за железо, услуги и софт, либо нанимаете специалиста, который обещает собрать все из бесплатных компонентов, но теперь надо много платить ему самому. При этом в обоих случаях нет гарантий результата.

Новые ИТ производят только очень-очень крупные ритейлеры. Да, есть какие-то простые вещи, которые дают немедленный результат — это ЭДО, видео-встречи, бесплатная почта на корпоративном домене и прочее готовое программное обеспечение.

Но если говорить об автоматизации как о замене людей и процессов разными программными и аппаратными роботами, то пока все это очень дорого и долго, потому что требует анализа, проектного управления и системной интеграции.

А основных ошибок две. Первая — это попытка перетащить весь функционал и все данные в какую-то «единую систему». Тысячи компаний по всему миру каждый день сжигают миллиарды долларов в попытке переизобрести себя и перейти от так называемого «зоопарка систем» к одной «единой системе». Это редко заканчивается успехом. Потому что если раньше у вас все время падала одна из систем, то при переходе к единой у вас падает все сразу. Если раньше вы переносили данные «копипастом» или ночными файловыми выгрузками, что-то ломалось и раздражало, то теперь вы в принципе не можете быть уверенными в своих данных и отчетах. Если раньше у вас была свобода действий, то теперь все зацементировано программистами, и за каждое изменение надо много платить и долго ждать, пока оно будет реализовано.

клеверенс2

Простой совет: у вас уже есть единая система, она называется экран монитора.

Вторая ошибка — это недооценка огромной разницы между внедрением готового и доработкой или разработкой нового. Если вы профессионально не занимаетесь разработкой программных продуктов на продажу, то любая разработка или доработка несет в себе огромные риски. Вы просто не можете оценить, насколько крупной окажется ваша «небольшая доработка».

На практике возможен только один собственный программист, который суперуспешно решает все задачи. Но стоит перейти к отделу, как все ломается. Какие-то, казалось бы, простые вещи делаются месяцами из-за недооценки сложности и проблем коммуникации в команде. Держать свой отдел программистов или нанимать внешних? Никакой разницы. Разве что проще процедура увольнения.

Если задача не типовая, а готовое решение негде подсмотреть и скопировать, то аутсорс-разработка почти наверняка тоже обернется провалом по тем же причинам: это разработка нового, которой ритейлеру заниматься сложно.

Лучшим выходом тут будет использование готовых решений.

На ваш взгляд, каковы перспективы тотальной маркировки продукции в России?

Сергей Баженов: Отличные. Это не значит, что все произойдет быстро. Придется пройти через много трудностей, кризис вносит свои коррективы. Сейчас всех волнует перенос сроков, меры поддержки, откуда взять деньги. Четкого ответа тут нет, потому что решения принимаются по ситуации. Любые переносы сроков облегчают жизнь тем участникам рынка, которые не успевают, и бьют по тем, кто уже в маркировке, кто уже понес затраты, но еще не получил эффекта.

Уже сейчас видно, что в ситуации с кризисом меры поддержки применяются точечные, дифференцированные. Поэтому сроки маркировки по отдельным группам товаров могут оставить как есть, чтобы поддержать тех участников оборота, кто вовремя все сделал и готов к работе.

Какие преимущества это принесет государству и потребителям? А какие сложности создаст для бизнеса?

Сергей Баженов: Эти преимущества широко известны. Потребитель получает красивую организованную розницу, а государство — свои налоги.

Для бизнеса это означает повышение порога входа в торговлю, поскольку к участникам оборота будут предъявляться более высокие требования. Хорошо для тех, кто уже соответствует, и плохо для тех, кто еще не соответствует или вообще не собирается.

Расскажите о наиболее интересном ИТ-проекте, осуществленном при вашем участии в прошлом году.

Сергей Баженов: В 2019 году было много новых и интересных проектов на программном обеспечении «Клеверенс» как в России, так и за рубежом. Самым интересным, на мой взгляд, был проект полной цифровизации процессов склада и производства у крупного производителя стройматериалов. В результате на всех этапах внутренней работы исчезла бумага и устные указания, рабочие склада и производства широко используют мобильные устройства. Это экономит время на пустых хождениях по территории в попытках выяснить точную информацию, исключает ошибки ввода с бумаги в компьютер.

Какие у вас планы на этот год? Можно ли ожидать крупных внедрений?

Сергей Баженов: Планов два: плохой и очень плохой. Крупных внедрений можно ожидать, но полагаться на них нельзя.

Источник интервью: CNews.