Как ритейлу не получить штраф из-за маркировки: чек-лист

« Назад

Сейчас в России подлежат обязательной маркировке 10 товарных групп. И за оборотом маркированных товаров в 2021 году стали следить строже — появилось много новостей о проверках, которые проводит Роспотребнадзор. Государство проверяет всех участников маркировки, в том числе продавцов. При этом в системе маркировки есть много нюансов, и что-нибудь упустить очень легко.

Расскажем, что делать ритейлу, чтобы случайно не нарушить правила и не получить штраф.

Какие есть штрафы для ритейла, связанные с маркировкой

Хранение и продажа товаров без кодов маркировки. Штраф 5000–10 000 ₽ для ИП и 50 000–300 000 ₽ для юрлиц. Весь товар без кодов конфискуют. Если товара будет на несколько сотен тысяч или предпринимателя поймают несколько раз, штраф дойдет до 1 000 000 ₽ и появляется уже уголовная ответственность.

Примеры:

Хранение и продажа товаров с поддельными кодами маркировки. Здесь ответственность сразу уголовная — штраф до 1 000 000 ₽ и арест. Товар также будет конфискован.

С 1 декабря 2021 вводят новые штрафы, связанные с работой в «Честном ЗНАКе». Если не зарегистрироваться в системе маркировки, не передавать в нее сведения о движении товара или передавать неверные данные, ИП грозит штраф до 10 000 ₽, юрлицам — до 100 000 ₽.

Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"


Что делать, чтобы не получить штраф

Не хранить и не продавать непромаркированый товар, который должен быть маркированным. Это главное правило — чаще всего ритейл штрафуют именно за это. Полный список товаров, попадающих под маркировку, можно посмотреть на сайте системы маркировки «Честный ЗНАК».

Список товаров, подлежащих маркировке

 

Если вы продаете товары из этого списка — обязательно приобретайте их у поставщиков только маркированными.

Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Продавцы тоже должны зарегистрироваться в системе. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — ее можно получить в удостоверяющем центре. А зарегистрироваться можно на сайте «Честного ЗНАКа».

Страница регистрации в «Честном ЗНАКе»


Сверить коды маркировки при приемке товара. Когда поставщик отгружает вам маркированный товар, он прикладывает универсальный передаточный документ (УПД). В этом документе перечислены коды товаров, которые вам передали. Важно убедиться, что коды в документе соответствуют кодам на самом товаре. Иначе получится, что по документам вы владеете одним товаром, а продаете другой — это незаконно.

Сверить коды из УПД с кодами на товарах можно с помощью терминалов сбора данных — мини-компьютеров со сканерами штрихкодов. Они позволят быстро просканировать коды на товаре и отметить несоответствия.

Терминал сбора данных АТОЛ

 

Как собирать данные с помощью ТСД

 

Не забывайте — как только вы подписали УПД, ответственность за достоверность данных о маркировке ложится и на вас. Даже если поставщик допустил ошибку, после подписания эта ошибка становится вашей тоже.

Убедиться, что коды маркировки верные. Когда УПД уже подписан, информация об этом уходит в «Честный ЗНАК». И от нее через некоторое время приходит ответ — система подтверждает, что право владения маркированным товаром перешло к вам. Либо сообщает об ошибке, например, если код маркировки уже был кому-то передан или вообще не существует.

Если придет сообщение об ошибке, продавать такой товар нельзя. Нужно разбираться с поставщиком: он либо ошибся, либо намеренно нанес неверный код маркировки. Потребуйте возврат, а если продавец откажет — обратитесь в Роспотребнадзор.

Заключить с ОФД договор на передачу кодов маркировки. Обычно ОФД только передает чеки в налоговую. Чтобы законно продавать маркированный товар, нужно заключить допсоглашение — тогда ОФД будет еще и передавать коды в «Честный ЗНАК».

Работать с кассой, поддерживающей маркировку. Касса и ее ПО должны уметь отпускать маркированный товар. Узнать, умеет ли это ваша касса, можно у продавца или производителя.

Кассы АТОЛ умеют работать с маркировкой. А смарт-терминалы SIGMA с модулем «Маркировка» позволяют еще и принимать маркированные товары прямо на кассе, чтобы сразу вносить их в товароучетную систему и проверять соответствие кодов маркировки. Также есть возможность контролировать на кассе выбытие дублей и проверять статус кодов маркировки.

Смарт-терминал АТОЛ SIGMA

 

Продавать товары только через кассу и обязательно сканировать коды маркировки. Нужно обязательно обучить кассира сканировать код маркировки вместе со штрихкодом. Тогда проблем со штрафами не будет.